Фотографии моего коллеги.
Немного истории и фото.
Ростовский кремль был построен при митрополите Ионе Сысоевиче, примерно в 1670—1683 годах. Предположительно, архитектором был мастер Пётр Досаев.
Резиденция митрополита была построена в виде кремля, хотя к тому времени эпоха строительства кремлей уже прошла. Стены Ростовского кремля имели скорее декоративную, нежели оборонную функцию.
После того, как митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль Ростовский кремль утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в кремлевских храмах не велось. Архиереи были готовы продать Кремль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в XIX веке кремль был отреставрирован. По инициативе А.А. Титова, И.А. Шлякова в октябре 1883 года в Белой палате Кремля был открыт Ростовский музей Церковных Древностей, который с 1907 года стал финансироваться государством.
Многие памятники Кремля были повреждены в результате урагана в 1953 году. Позднее все они были отреставрированы.
В настоящий момент ситуация такова, что Успенский собор и звонница были переданы РПЦ МП, а кремль остаётся в пользовании музея. Церкви, расположенные на территории кремля используются, в том числе, для выставления экспонатов.
При этом было много критики в сторону общины Успенского собора со стороны реставраторов. В частности за самовольные работы, касающиеся восстановления богослужений и соответственно изменения исторического облика переданных зданий. Критиковали РПЦ так же и за нелепую покраску, приведшую к не благоприятным последствиям для церквей. Правда на самом деле винить тут нужно музей, которые, якобы, всегда и всюду «хорошие», а общины верующих христиан, конечно «плохие», но это к делу не относится.
Я одного не понимаю. Что власть-то лезет со своими, надо сказать весьма дебильными, и точно не соответствующими «исторической справедливости» предложениями? Отдать всё Церкви – это замечательно, но зачем?! Церкви можно и нужно отдать церкви. Если всё остальное вот уже два века музей, так зачем менять эту ситуацию? У РПЦ всё равно нет денег на финансирование достаточное этих объектов. На примере Успенского собора, который, хотя и был передан ещё в 1991 году сейчас находится в удручающем состоянии – это очень показательно. Восстановление идёт очень медленно, а Ростовские купцы уже те же самые двести лет, видимо, думают о своей мошне, а не о Боге, как их замечательные предки.
Уверен, что церкви должны быть отданы Русской православной церкви с жёсткими обязанностями и контролю со стороны органов охраны памятников истории и архитектуры. Не вижу в этом ни ужаса, ни кошмара. Дурацкое руководство, как показывает пример Ростова великого, может быть, и со стороны православных и со стороны государства. У нас проблема такая общая для всей страны, а не для отдельных органов или организаций.
Правда вот со стороны все умные такие, а на деле даже не пробуют сами заняться теми вопросами, которые решает государство или общественные организации. Я вот, например. Очень умный в этом смысле, да.
Journal information