vantus_1 (ivankravtsov) wrote,
vantus_1
ivankravtsov

1й день Седмица 3-я Великого Поста

Образование.

Хотелось бы поговорить на эту не популярную тему. Почему не популярную? Потому что моё мнение по этому вопросу не популярно. Можете вычёркивать меня из френд-листа, хотя это было бы странно, так как я, кажется, ни кому не давал повода думать, что по многим сложным вопросам моё мнение будет совпадать с ЖЖ-трэндом конформизма.

Я искренне считаю, что современное образование, то которое даётся сейчас в школах ЛУЧШЕ того, которое давалось в эпоху кончины Советского Союза.

Когда мне говорят о том, что советские люди лучше образованы, то мне вспоминается случай, который произошёл в прошлом году в Санкт-Петербурге, куда я пришёл причаститься в день своих именин. Священник после исповеди беседовал с женщиной из тех, кого иногда называют «захожанами». Это типичная советская женщина, воспитанная в духе советской власти. Она интеллигентна и образована по общепринятым меркам. Это видно из её речи, из того, как она ставит ударения. В Питере много таких.
Она стала говорить священнику, что «в школе нас этому не учили» и она даже не знает, когда родился Христос.
-Как же так, удивился священник? Ведь в школе вам обязательно должны были рассказывать, да и не только в школе. Это же начало Новой Эры!
-Ни о каких началах Новой Эры нам в школе не рассказывали – уверенно ответила женщина.

Сегодняшнее образование, главным образом из-за ЕГЭ, обвиняют в «компьютеризированности», системности. Мол, детям просто вбухивают в голову набор знаний. Давайте тогда подумаем, для чего нужно школьное образование?
Школьное образование – это, прежде всего кругозор. Это тот запас знаний, просто знаний, о мире, который необходим человеку для понимания действительности, окружающей его. Задача образования – не вырастить «почемучку», пытающегося докопаться до истины даже там, где всё давно известно – это задача науки. Невозможно каждого человека, даже за 10 лет обучения сделать учёным, привить ему критическое, научное мышление. Не обучение делает человека, как это модно говорить «креативным». Это задача воспитания, а не школьного образования. Максимум что можно сделать – это привить школьнику системное мышление. Именно это является задачей школьного образования. И я считаю, что современные образовательные стандарты гораздо лучше справляются с этой задачей, чем советские.
Мне доводилось читать советские учебники. Простите, но разнообразием позиций и мнений по одному и тому же вопросу, они не блещут. Если даётся позиция, то она едина для всей страны. Советский гражданин, будущий комсомолец и нынешний пионер не должен иметь выбор между разными точками зрения, да и знания по многим вопросам – ему просто не нужны.
Трудно представить в старом учебнике истории за пятый класс, такие слова:
«Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.
Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.
Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы, а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.
Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение».

Это уже знания института были, но не школы. Школьникам такое, как считалось, ни к чему.

Сегодняшний школьник, если он хочет получать те знания, которые ему дают (а тех, кто не хотел получать, всегда было достаточно, у меня, помнится, в классе одна девочка, стоя перед картой мира, не могла показать на ней Евразию в 8 классе), обладает гораздо бОльшим кругозором, чем советский, гораздо бОльшими знаниями о мире. Он может сопоставлять информацию, полученную на одном из уроков с информацией, полученной на другом и смотреть на одинаковые вопросы под разным углом. Взгляд на принятие христианства на Руси уроке истории и взгляд на это же на уроке Основ православной культуры могут не совпадать, но дополнять друг друга. Ведь на уроке истории детям не дадут мысли, которая казалось бы, самоочевидна, что это религия их предков. А дети и не задумались бы на эту тему.

ЕГЭ же? ЕГЭ – это просто показатель уровня знаний. Именно образования, а не мышления. Это тот минимум, которым обязан овладеть и ученик, не желающий получать то многое, что может дать современное образование и того, кто всё это взял и принял. Не максимум. Минимум. Если ученик не может справиться даже с ним, значит с восприятием знаний у него очень туго.

Много работы. Это радует. Тружусь с удовольствием. Думаю о семье.
Tags: мысли
Subscribe

Buy for 30 tokens
Традиционный опрос. Я пока что не пощусь. Только что вернулся из краткосрочного отпуска. Намотал 10 часов в одну сторону и в другую так же за рулём. 2200 километров. Очень тяжело было морально подготовиться там к посту. Были у бабушки в Ростовской области. И почему-то даже вернувшись…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments