vantus_1 (ivankravtsov) wrote,
vantus_1
ivankravtsov

Category:

Может ли мирянин критиковать священника?

Во-первых, с чего стоит начать, так это с того, что священство до Нового Завета и нынешнее – это ни одно и тоже.
В ветхозаветном иудаизме с момента выхода из Египта функции священника были даны левитам, а именно Аарону и его сыновьям.

«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Ароновых». (Исх. 28:1)

С тех пор (Лев 10) священство передавалось в этом роду.

Те же книжники и фарисеи о которых говорится в Евангелии – это религиозно-общественные течение в иудаизме. Хотя книжники по видимому – это просто учёные люди.

Собственно говоря, и те и другие – это равви – учителя. Так же называли и Христа его ученики.

Когда говорят о критики Христом священников, то чаще всего, по всей видимости не очень понимают о чём говорят.
Традиционно приводится Евангелие от Матфея, глава 23 : «и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».

Однако, как можно увидеть буквально здесь речь идёт скорее о критике тех, кто приводит эти нормы в качестве примера:)) (обо мне тоже) т.е. обо всех тех, кто занял себе право судить о Законе и учить ему, но сам не следует Учению. Без сомнения и о священниках. Как видно и тут действует «фундаментальное правило» бревна в глазу. Поэтому занятно, что на эти строки любят ссылаться люди не слишком верующие и поступающие так, как говорят поступать христианам.

Однако в этих же строках содержится и прямая критика священства. Причём она весьма многозначительна.

Ведь занять «Моисеево седалище» саддукеи и фарисеи могли только с согласия и по попустительству Синедриона и непосредственно колена Ааронова. С их же попущения продавались животные в Храме. Помним мы и о деньгах, имевших хождение исключительно в стенах Храма. На последнем священство прямо наживалось.

Но обрате внимание, что Он не призывает отказаться от священства и даже от того, что было дано Моисеем.
«и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» (Евангелие от Марка 1:44).
Можно ли допустить, что цель, только обмануть лукавого?

В связи с тем, что после пятидесятницы всё изменилось в отноешнии статуса священника, вовсе не было отменено уважительное отношение к ним.

«2.Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5. Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
(Деяния св. Апостолов 23:2-5)


Однако акцент сместился. Апостол ведёт речь не об уважении к конкретному колену Израилеву.

В связи с этим напрашиваются интересные выводы.

Христианин может спорить и должен не допускать оболгания Писания, даже, а может и особенно со стороны священника. Конечно с уважением принципа единоначалия в Церкви.
Однако личную критику христианин не должен бы допускать. Это дело иерархов, следить за моральным обликом священства.


Однако, как и всегда в христианстве тут нет абсолюта. Полагайтесь на свои побуждения, но и помните про то, куда ведут благие намерения.
Тут нет лучше поступка, чем вынуть бревно из собственного глаза, а затем уже приступать к этому делу.

Благодарю Юрия и Александра за ответы на мои вопросы. Не буду раскрывать их инкогнито, они и сами всё знают. Прошу прощения, если что-то переиначил. Напишите в личке. Тему тут я раскрыл уже другую. Более актуальную не для себя, поэтому переставил. Спаси Бог!
Tags: мысли, православие
Subscribe

Buy for 30 tokens
Традиционный опрос. Я пока что не пощусь. Только что вернулся из краткосрочного отпуска. Намотал 10 часов в одну сторону и в другую так же за рулём. 2200 километров. Очень тяжело было морально подготовиться там к посту. Были у бабушки в Ростовской области. И почему-то даже вернувшись…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments