vantus_1 (ivankravtsov) wrote,
vantus_1
ivankravtsov

Чем Александр Сергеевич матери-истории ценен...


Пушкин открылся для меня с неожиданной стороны....
Оригинал взят у alex_777_70в Чем Александр Сергеевич матери-истории ценен...
Пушкин скоро разобрался в несовершенствах представительной демократии, когда неразумное большинство навязывает свои решения меньшинству, отвергая более позитивные варианты. Именно в американском образе жизни Пушкин усмотрел эти изъяны и изложил их в рецензии на книгу Джона Теннера "Записки".

Его роль в истории России Герцен определил так: "На вызов Петра Россия ответила явлением Пушкина".

ВЫЗОВ Петра - это вызов со стороны Европы, это упрек в адрес России, которая нуждается во внешнем стимулировании, а явление Пушкина - это утверждение самодостаточности России, ее подлинной сути. "Пушкин - это наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности" (Аполлон Григорьев).
Оценим деятельность Пушкина как историка, соотнося эту деятельность с исторической наукой пушкинской эпохи.

В то время уже была написана "История государства Российского" Н.М. Карамзина - "подвиг честного человека", по определению А.С. Пушкина. Честность исследователя, добросовестное отношение к фактам - вот заветы, твердо усвоенные поэтом у своего учителя.

Учителями русских историков в то время были и античные авторы. Их трудами Пушкин увлекался еще в лицее. Он прекрасно знал французскую научную литературу, пережил в юности глубокое увлечение философией французских просветителей, но после 1826 г. отошел от либеральной идеологии просветителей. Дело в том, что к началу XIX века либеральная идея в Европе была уже сформулирована и многократно повторена: в центре жизни - человек, потому главная ценность - личность человека и его права. Либеральная идея противостояла православной основе русской жизни, по которой земное существование есть подвиг во имя любви к Богу и к человеку.
Пушкин усердно читал немецких и английских авторов. Будучи в Кишиневе, специально изучал греческую историю, сербскую старину, английскую политэкономию.
В Михайловском поэт, исследуя эпоху Смуты, пишет трагедию "Борис Годунов". Позже он кропотливо собирает материалы по истории пугачевского восстания. Увлекшись петровскими реформами, перечитывает все доступные источники о времени Петра Великого.
В русской истории поэт видел необозримое пространство для исследовательской деятельности. Историей своего Отечества он гордился: "Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".
Историю России и объяснение ее исторической судьбы Пушкин связывает со спецификой русского православия. Уже в 1822 г. в статье "Заметки по русской истории XVIII века" он напишет: "Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер. В России влияние духовенства было столь же благотворно, сколь пагубно в землях римско-католических... Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением". Оценивая второй том "Истории русского народа" Полевого, Пушкин замечает: "История древняя кончилась богочеловеком. Справедливо. Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История новейшая есть история христианства. Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою... история не требует другой мысли, другой формулы". В статье "О ничтожестве литературы русской" (1830 г.) он подробно излагает свои взгляды на складывание русского православия и на роль России в спасении Европы от монгольского нашествия. Он отвергает мысль о том, что мы черпали христианство из нечистого (то есть византийского) источника, и о том, что Киев напрямую копировал Византию: "Нравы Византии никогда не были нравами Киева". Принципиальный характер имеет следующее утверждение мыслителя: "У нас было свое особое предназначение. Это Россия, ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена... нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех".
Остановимся более подробно на двух исторических работах А.С. Пушкина. Прежде всего это "История Пугачева" ("История Пугачевского бунта" - вариант, предложенный царем, с которым Пушкин вынужденно согласился). "История" была опубликована в 1834 г. в двух частях: часть первая - исследование, часть вторая - документы (манифесты, указы, служебные письма). Это был первый опыт подобной композиции исторического сочинения, а применительно к изучаемой теме - и единственно правильный вариант, поскольку все документы Пушкину пришлось самому отыскивать, выявлять и первому цитировать. Пушкинский труд явился первой попыткой анализа самого крупного мятежа ХVIII века.
Получилось так, что в освещении Пугачевского бунта Пушкин предстает перед нами в двух ипостасях: в "Истории" - это холодный, объективный историк, избегающий каких-либо личных оценок; в "Капитанской дочке", написанной в 1836 г., - обстоятельный повествователь, спокойно оценивающий события. Конечные выводы в повести звучат как размышления много претерпевшего и много обдумавшего человека: "Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка да и своя шейка копейка"; "Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Но вот письмо Пушкина И.И. Дмитриеву от 26 апреля 1835 г.: "Что касается до тех мыслителей, которые негодуют на меня за то, что Пугачев представлен у меня Емелькою Пугачевым, а не Байроновым Ларою, то охотно отсылаю их к г. Полевому, который, вероятно, за сходную цену возьмется идеализировать это лицо по самому последнему фасону". Здесь стоит отметить осуждаемую Пушкиным практику подготовки заказных исторических сочинений в угоду определенной идеологии. Уместно напомнить еще несколько мыслей поэта о полезности неспешных реформ и пагубности произвола: "Не изменяй теченье дел. Привычка - душа держав"; "Устойчивость - первое условие общественного благополучия"; "Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда".
Правда факта - самая важная для Пушкина черта исторического сочинения. В черновиках к "Истории Пугачева" сохранилась такая запись: "По крайней мере я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей". Принцип отбора фактов, примененный в "Истории", прост: в окончательный текст включается только то, что повторяется в двух-трех источниках или подтверждается несколькими современниками события. Поэтому Пушкин беспощадно правдив в описании пугачевского бунта, бессмысленного и жестокого, без надежды на успех, без видения перспектив.
"История Петра" - незаконченный труд Пушкина, это предварительные конспекты, подготовительные материалы. При жизни Пушкина данные заметки не публиковались, первая полная публикация состоялась лишь в 1938 г. Более раннему изданию препятствовала резолюция царя Николая: "Рукопись издана быть не может по причине многих неприличных выражений на счет Петра Великого". В действительности самым сильным выражением было всего лишь замечание о сути деспотической личности Петра. В действительности строгий суд над Петром Пушкин учинил в "Медном всаднике", но эта поэма при жизни автора так же не была опубликована.
Что привлекало Пушкина в деятельности Петра? Прежде всего энергичные экономические реформы и решительная перестройка системы государственного управления. При этом Пушкин показывает себя грамотным экономистом. Например, в указах 1697 г. он выделяет запрет торговать в Сибири на товар, а не на деньги. В актах 1715 г. заметил документ, направленный на развитие льноводства в России, расширение посевов льна: "Для пользы народной запрещен вывоз семян льна и пеньки, а делать из оного масло".
Какое устройство государственной власти Пушкин находил наиболее подходящим для России своего времени? Это должна быть конституционная монархия с обязательным приоритетом закона: "Горе племенам, где иль народу, иль царям законом властвовать возможно". Государь может наилучшим образом демонстрировать свою власть, проявляя милосердие: "Земных властителей ничто не украшает, как милосердие. Оно их возвышает". По мнению Пушкина, основным принципом государственной политики должна быть человечность. Потому он постоянно высказывался за отмену крепостного права, рассматривая эту проблему как основу политических свобод в России: "Нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян; желание лучшего соединяет все состояния против общего зла".
Пушкин скоро разобрался в несовершенствах представительной демократии, когда неразумное большинство навязывает свои решения меньшинству, отвергая более позитивные варианты. Именно в американском образе жизни Пушкин усмотрел эти изъяны и изложил их в рецензии на книгу Джона Теннера "Записки".
Вдумаемся и еще в один совет Пушкина, чрезвычайно актуальный для нынешней России: "Конечно, должны еще произойти великие перемены, но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного. Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения общественных нравов без насильственных потрясений политических, страшных для человечества".

Гурий СУДАКОВ,
доктор филологических наук,
победитель конкурса
"Идея для России"

Источник

Subscribe

  • Малыши

    Я очень люблю сообщество malyshi за то, что там можно найти ответ почти на любой вопрос и услышать нужную при обдумывании разных идей…

  • Немного о презумпции невиновности в России

    В Крыму задержали 42-летнего предпринимателяПетра Шапиро по подозрению в убийстве своей девушки, студентки. По словам подозреваемого 29 сентября…

  • "Лето красное пропела...."

    Мне кажется, что те люди, которые начинают переживать за свою финансовую грамотность в случае, если они стали больше зарабатывать, но и больше…

promo ivankravtsov march 16, 11:54 6
Buy for 10 tokens
Традиционный опросник. По тегу прошлые. Кстати 2020 год пропущен, как вижу, простите. Выпавший из жизни год....
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments