?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторое время назад мой добрый приятель был в очередной командировке на Кавказе. Рассказывал, в общем, что говорят многие уже достаточно давно, а именно.
Что Чечня сейчас достаточно спокойная. Как изменился Грозный, и какой он стал красивый. Туда зовут русских и их там не угнетают и не убивают. Хотя, по понятным причинам, ни кто особо не едет.

[Spoiler (click to open)]И говорил про Дагестан то, что я предполагал, что с ним станет ещё когда только Путин начинал укреплять свою вертикаль власти. К началу 2000-ых там сложилась уникальная ситуация. Настоящий федерализм и демократия. Дагестан был парламентской республикой в рамках РФ. Там огромное количество национальностей, уникальное разнообразие языков. И почти все они были представлены в парламенте Дагестана. Научились договариваться, сосуществовать. Количество проблем там было огромно, но проблем управляемости не было.
Но в рамках укрепления вертикали власти, которая, не спорю, в целом по стране была необходима, это равновесие было разрушено. Главным стал Президент Республики, к тому же ещё и назначаемый. За место и влияние на президента развернулась борьба между кланами. Республика превратилась в арену борьбы всех против всех. Становиться милиционером люди стали боятся, потому что на следующие день могли придти боевики и убить и тебя и всю твою семью. Сейчас бизнесмены там ездят с охраной, потому что нападения боевиков вполне возможны.

Я не эксперт по кавказцам. Но в институте мы довольно много общались с ребятами от туда. Чеченцами, дагестанцами, абазинами из КЧР, армянами с Закавказья и многими другими (народностей, в том числе очень маленьких, там много).

Я часто вспоминаю в разговорах о чеченцах своего однокурсника, назову его Рамзан, который на первом курсе института говорил нам с кафедры, зачитывая доклад: «Наш Президент сказал…точнее ваш президент сказал…» и мы освистывали его всей аудиторией, на что он гордо поднимал свою заросшую густой бородой голову. На четвёртом курсе мы уже вместе выпивали, болтали на разные темы и вполне нормально общались, подкалывая его, а он вполне понимал наш, довольно острый юмор. Огромный, выше меня на полголовы (при моих 187 см. роста), с широкими плечами и мощными, сильными руками Рамзан был удивительно добродушным и я бы сказал обаятельным парнем.

История Рамзана на самом деле далеко не редкость. Его семья уехала из Чечни во время первой чеченской войны, спасаясь от разрухи, боевиков, войны. Уехали они на Урал, где Рамзан пошёл в школу. Там он впервые столкнулся в массовом смысле с русскими. Он отставал от других учеников, хотя был старше их на два года, учился плохо, плохо знал русский. Однако к нему проявляли участие. На его агрессию не отвечали, а он, как всякий подросток иногда считал это слабостью, а иногда просто терялся. Он не понимал, что происходит.
Чеченцы жили общиной. В общины приходил «мулла», который рассказывал молодым ребятам о том, как русские их ненавидят и презирают, но боятся. Что считают их обезьянами, спустившимися с гор. В школе же этого Рамзан не видел, хотя было там всякое, ведь подростки довольно жестоки. Но к осознанию, что ему просто лгут, ещё не пришёл.

Потом они переехали в Москву. Тут община жила ещё более изолирована, а «промывка мозгов» молодёжи шла ещё более интенсивно. Но Рамзан, уже был к этому не так восприимчив. Он пока что считал, что с классом на Урале ему просто повезло, а в массе русские не такие (тем более на улице он часто видел совершенное иное отношение к себе, чем в школе), но в его голове уже были сомнения на этот счёт.

В институте он столкнулся с нашей компанией. Конечно чеченцы, дагестанцы, армяне были несколько обособленны, все общались со своими. Но в группах мы общались вместе. Дагестанец Али, армянин Артём, представитель мелких народностей Армении Юра, и многие другие кавказцы, все общались в нашей компании. Ходили гулять в парк, выпивать. Чеченцы, в том числе и Рамзан, достаточно часто присоединялись к нам. Конфликтов у нас не было. Наоборот, мы все общались на равных. И именно в ходе этого общения мнение Рамзана о русских окончательно переменилось. Он получил своеобразную прививку от всякой пропаганды, которая лилась ему в уши, видя равное, уважительное отношение к себе, как и к другим. По менталитету Рамзан стал русским, не утратив и своего самобытного, чеченского. Конечно, не самые-то лучшие качества он получил от нас, своих сокурсников, но, по крайней мере, какой-либо национальной неприязни уже не было и не могло быть.

Я это всё к чему. Чеченцы, дагестанцы, все другие кавказцы. Они такие же люди. С такой же ментальностью, как и русские, в перспективе. Да, они бывают грубы, иногда примитивны, но они такие же люди. Просто жившие в другой среде. И, может быть, как Рамзан, видевшие много такого, чего предпочли бы не видеть. Их не надо жалеть. Их нужно просто понять. И не ждать, что они изменятся, если будут жить в Москве или в Чечне в своих замкнутых общинах. Только общаясь с вами, они изменятся, как, может быть, и вы. И не всегда это к худшему. Конечно, и среди них будут всегда бандиты, убийцы, грубияны, хамы, националисты, которых проще назвать нацистами, религиозные фанатики. Но есть они среди всех людей. И не больше или меньше среди какой-то национальности и даже культуры. Дело ведь не в ментальности, а в том, что они так же как и раньше, как и в советские времена во многом, живут отдельно. Не смешиваясь и не общаясь с вами или со мной.

Это моё мнение. Хотите, соглашайтесь, хотите, нет. Но это мой опыт. Это то, что я видел своими глазами. Видел я и обратную картину в отношении дагестанцев, которые часто ездили к себе на родину. И не могу сказать, что меня то, что я видел, радовало. Но может оно всё быть и вот так, как я описал в отношении Рамзана. Он смог измениться, думаю, что многие другие могли бы так же.


promo ivankravtsov november 28, 09:53 14
Buy for 20 tokens
Свои предыдущие ответы можно найти тут.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
opiano
Oct. 16th, 2013 09:04 am (UTC)
"Видел я и обратную картину в отношении дагестанцев, которые часто ездили к себе на родину (ц)

вот с этого и начинайте - запал их дикости - их родина, ибо оттуда, из аулов, от дедушек, дядек и отцов их исходит их комплекс "одной маленькой, но о-очень гордой птички".
РОдину вы их не переделаете. Царь пытался, советская власт, да "сколько волка не корми", он волком и останется пока лес рядом и там сородичи по ночам воем зовут "домой" быть "санитарами леса".
они , как волки, и только когда перестают путать лес с людьми, то становятся человеками
ivankravtsov
Oct. 16th, 2013 09:06 am (UTC)
Как раз проблема в том, что они и дедов уже не слушают.

В корне не согласен. Просто Дагестан стал сейчас одной большой клоакой. Русские, которые туда ездят, тоже лучше не становятся.
(no subject) - opiano - Oct. 16th, 2013 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 16th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
beliberden
Oct. 16th, 2013 09:40 am (UTC)
Тема сложная. В общем-то все правильно... Но... Вот сам Рамзан - нормальный парень. Но и на его адаптацию потребовалось много лет. И обратите внимание, это началось еще с юношеского возраста. А ведь чем дальше, тем труднее это проходит.
И бывает потом движение в обратном направлении. Вот что произошло с Джохаром Дудаевым? Ведь был советский генерал, а не дикий горец?
ivankravtsov
Oct. 16th, 2013 09:45 am (UTC)
Без сомнения, все люди могут склоняться в разные стороны.

Edited at 2013-10-16 11:04 am (UTC)
(no subject) - vikond65 - Oct. 16th, 2013 10:48 am (UTC) - Expand
capat
Oct. 16th, 2013 12:28 pm (UTC)
«К началу 2000-ых там сложилась уникальная ситуация. Настоящий федерализм и демократия. Дагестан был парламентской республикой в рамках РФ.»
ЗдОрово, что так было. Народы нащупали способ управления. Жаль, что кончилось бездумно, под одну гребенку… Теперь бы годы понадобились, чтоб вернуть равновесие
ivankravtsov
Oct. 16th, 2013 12:30 pm (UTC)
Десятилетия, думаю.
olive_ka
Oct. 16th, 2013 03:33 pm (UTC)
Чеченцы, дагестанцы, все другие кавказцы. Они такие же люди. ....Их нужно просто понять.
Почему они не хотят никого понять. А так же мы должны понять узбеков, таджиков, киргизов и т.д. Не говоря уже о братьях славянах.
Ехала в такси, таксист армянин, давно тут живет. Так вот он очень жестко отозвался о "лицах кавказской национальности", я даже удивилась. А своим детям он говорит так. Вот вы пришли домой и здесь вы армяне, а везде вы должны вести себя, как русские и не выделяться.
И кстати, сказал, что не сажает в машину кавказцев, если видит их голосующими на дороге.
ivankravtsov
Oct. 17th, 2013 10:45 am (UTC)
Армяне, строго говоря, не кавказцы.

Вот если считать, что мы лучше их и можем их понять и изменить - это национализм, а если считать, что они просто не способны стать лучше, то это нацизм.

Я был когда-то националистом. Кажется уже нет.
(no subject) - olive_ka - Oct. 17th, 2013 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 18th, 2013 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - olive_ka - Oct. 18th, 2013 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 18th, 2013 09:40 pm (UTC) - Expand
ig_agafonov1389
Oct. 16th, 2013 03:45 pm (UTC)
"Сколько волка не корми - он всё равно в лес смотрит". Это мой опыт, включающий в себя кроме всего прочего армейскую службу и 12 лет межнационального брака.
И мне, как убеждённому русскому империалисту не кажется диким обсуждение вопроса о полной или частичной ампутации Сев. Кавказа из педагогических соображений.
tarasapiens
Oct. 17th, 2013 09:36 am (UTC)
Вот скажите мне, как истинный "ампутант", что даст ампутация Севкава?
(no subject) - ig_agafonov1389 - Oct. 18th, 2013 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tarasapiens - Oct. 18th, 2013 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_agafonov1389 - Oct. 18th, 2013 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 18th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_agafonov1389 - Oct. 18th, 2013 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 17th, 2013 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_agafonov1389 - Oct. 18th, 2013 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 18th, 2013 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_agafonov1389 - Oct. 18th, 2013 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 18th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_agafonov1389 - Oct. 18th, 2013 12:23 pm (UTC) - Expand
abbat62
Oct. 16th, 2013 05:54 pm (UTC)
а причем здесь вообще государственность? поведение - приобретаемый навык. Русские в Турции ведут себя гораздо хуже чеченов в России. Не стоит отождествлять народ и конкретную личность! Везде есть герои и везде есть предатели.
ivankravtsov
Oct. 17th, 2013 11:36 am (UTC)
Спасибо.
lagezza
Oct. 16th, 2013 09:42 pm (UTC)
Только общаясь с вами, они изменятся, как, может быть, и вы. И не всегда это к худшему. Конечно, и среди них будут всегда бандиты, убийцы, грубияны, хамы, националисты, которых проще назвать нацистами, религиозные фанатики. Но есть они среди всех людей.

Правильно, абсолютно. Куда человек склоняется тем он и будет. Общение способствует взаимопониманию. Это да. И решение вопросов общих. Плюс большой через это постигать культуру, традицию и т.д.
ivankravtsov
Oct. 17th, 2013 11:37 am (UTC)
Но судя по всему в массе это невозможно.
(no subject) - lagezza - Oct. 17th, 2013 07:49 pm (UTC) - Expand
tarasapiens
Oct. 17th, 2013 09:43 am (UTC)
Отчасти соглашусь. На эту тему, в принципе, можно целое эссе писать.
Правда, мой опыт общения больше имеет отрицательных сторон.
ivankravtsov
Oct. 17th, 2013 09:49 am (UTC)
Опыт разный. Это опыт просто того, как они могут измениться. В большинстве случаев я совершенно их менять не собираюсь. Нет времени и желания. да и в этом не собирался. И не факт, что именно вот прямо со мной общение повлияло, хотя мне же он вот рассказы эти по душам рассказывал)) Тут всё общество повлияло его окружавшее, я думаю.

На самом деле этот проект почти не возможен. В том числе судя по комментариям. ну, где у нас общество которое будет так относится? Нет его. И не будет скорее всего. Так что это так, призыв.... В никуда, к сожалению.
(no subject) - tarasapiens - Oct. 17th, 2013 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Oct. 17th, 2013 10:08 am (UTC) - Expand
( 37 comments — Leave a comment )

Православный календарь

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel