Не рассматриваю казённые учреждения, так как для них почти ничего не изменилось, кроме ещё большей, и вполне логичной, зависимости и отчётности государству.
Первое. Бюджетные, автономные учреждения.
Вместо сметного финансирования - субсидии. Что это? Это финансировании не по фактическим расходам, а по гос. заказу. Государство говорит учреждению, что ему нужно (включая КАЧЕСТВО услуг) и выдаёт на это деньги, а учреждение ОБЯЗАНО оказать эту услугу в соответствии с государственным заказом.
Плюсы.БОльшая самостоятельность учреждений в вопросах распределения и расходования средств. Не освоенные деньги (а это случается часто, как ни странно) не нужно возвращать в бюджет и повторно выбивать их из бюджета по смете на следующий год. Увеличение финансирования учреждений в абсолютном выражении. Явное увеличение материальной базы учреждений (фонд оплаты труда, оснащение). Возможное существенное общее увеличение финансирования учреждений за счёт дополнительных услуг.
Минусы БольшАя самостоятельность в вопросах распределения и расходования средств. Почва для злоупотреблений. Причём, как показывает двадцатилетняя практика существования РФ, если есть возможность спи.дить, то обязательно спи.дят. Возможное уменьшение бюджетного финансирования в процентном (а возможно и абсолютном) выражении не материальной части услуг, оказываемых учреждениями. (в образовании - это уроки, в театре - это постановки и т.д.).
Вероятнее всего это приведёт к усреднению образования, культуры, медицины и прочего. В любой школе ребёнок сможет получить абсолютно одинаковое образование. При этом, как в частной, так и в бюджетной, количество этого образования будет, по всей видимости, одинаковым. Не зависимо от специализации школы, бесплатное количество уроков будет одинаковым или приблизительно одинаковым по сравнению с другими школами. За усиление какой-то части образования необходимо будет платить. Возможно, уйдёт в небытие практика льгот для отдельных категорий граждан при посещении, например, зоопарков, театров, хотя предпосылок прямых я для этого не вижу - это худший вариант.
Второе Распоряжение имуществом.
Отныне все учреждения, кроме казённых, могут полностью распоряжаться всем своим имуществом, кроме недвижимости и особо ценного имущества, которое находится у них в оперативном управлении.
Плюсы Какие могут быть плюсы от большей самостоятельности и меньшего контроля со стороны чиновников за повседневными нуждами думаю очевидно. Уменьшение коррупционной чиновничьей составляющей. Фактически предприятия работают по принципу коммерческих, когда главное, что бы оказывались услуги, оказывались они качественно (что бы привлечь клиентов) и что бы к моменту сдачи налоговой отчётности всё было нормально, но без изъятия денег учредителю. Все деньги идут в оборот.
Минусы Возможные злоупотребления руководителей учреждений.
Третье. Вместо возможности заниматься «предпринимательской деятельностью», возможность заниматься "иной оплачиваемой деятельностью" без отчислений в бюджет.
Плюсы Увеличение доходов учреждений, которые могут быть направлены на его собственные нужды и которые не надо, как ранее, перечислять в бюджет, в надежде, что хоть что-то тебе вернут. Возможность для руководителей творчески подойти к делу и оказывать различные, востребованные населением услуги, развивая предложение на рынке услуг, работ и способствуя увеличению их качества. Теперь они могут даже брать кредиты для развития учреждений.
Минусы Из-за полного не понимания чиновниками отдельных министерств и субъектов, а так же органов местного самоуправления СМЫСЛА закона этот момент низводится на "нет". Уже готовятся списки "услуг, которые могут оказываться учреждениями". И если там не будет фразы "и друге услуги", то смысла в этой части только то, что доходы останутся в учреждениях вне лап чиновников.
Четвёртое Изменения в статус вносятся путём внесения изменений в Устав. Без общей процедуры реорганизации.
Плюсы Простая процедура, не требующая много времени и сил.
Минусы Из более 25 000 федеральных учреждений за два года возможностью реорганизоваться в автономные учреждения за два года, которые есть эта возможность, воспользовались только четыре. Почему? Для меня ответ очевиден. При этой процедуре, которая была собственно разработана для коммерческих предприятий, учреждение прошло бы через целый ряд бюрократических операций, которые сложны и требуют некоей компетенции и желания работать по рыночным законам от руководителя (чего у нас в 99 процентах случаев нет). Но, кроме того, при том предприятие проходит некий публичный и налоговый контроль, что не выгодно так же тем руководителям предприятий, которые имеют множество злоупотреблений и по которым давно плачет уголовка. Судя по всему на федеральном уровне таких большинство, раз не пользовались этой процедурой ранее. Из более 300 000 бюджетных предприятий местного и субъектного подчинения воспользовались этой возможностью достаточно многие, но в основном в тех субъектах РФ, которые выгодно отличаются от других низкими административными барьерами и славятся лояльными к бизнесу и новациям чиновниками (Тюмень, Татарстан, Краснодар), что в общем-то подтверждает мой предыдущий вывод. Таким образом, всем учреждениям даётся "амнистия" на все делишки, сотворённые ранее.
Некий общий вывод.
У нас с вами сейчас 25 287 федеральных учреждений и 302 660 учреждений субъектов и муниципальных. И все эти учреждения финансируются из нашего кармана не зависимо от их нужности и качества их услуг. Без сомнения, возможность с помощью законов рынка отдавать деньги в эти предприятия непосредственно, а не пользоваться навязанными услугами, отдавая в них деньги через налоги - это плюс. Минус, на них по-прежнему будут тратиться наши деньги, не зависимо от их нужности, так как реформа не доведена до конца и не прописана процедура ликвидации, реорганизации или приватизации в случае не востребованности или отсутствия окупаемости учреждения. Уверен, что расчёт кого-то на то, что руководители учреждений встанут на рыночные рельсы, не оправдан и наивен. Мы все знаем, что грамотных управленцев и в коммерческих организациях - единицы. Половина, если не больше, совковые мужики за 55, которые только по смете и могут работать, а в новациях, инвестициях и прочем, что необходимо для грамотного конкурентоспособного бизнеса ничего не смыслят. И это касается только существующих коммерческих предприятий. Что же касается учреждений, то 99 процентов руководителей не знаю, а из них 89 и не хотят знать об этом вообще ничего. Им нравится их тихое, уютное болотце, в котором можно в тихую копеечку свистнуть помимо зарплаты и не надо крутиться, придумывать, развивать. Им этого не нужно, но именно им и доверяют деньги, власть и возможности. И они их успешно просрут, будьте уверены.
При этой чиновники не могут до конца расстаться с этим болотом, от которого и они имели свою копеечку. И они, в рамках этого закона, придумывают новые и новые возможности для контроля уже сейчас.
Я думаю, что всё получится, как с реформой ЖКХ. Возможности создадут и сами их похоронят на местах. Надежда только на уже существующие частные театры, библиотеки, школы, которые получат доступ к бюджетным деньгам, но не получат контроля со стороны чиновников и совковых руководителей.
Journal information