Евангелие говорит о том, что первыми о Воскресении Спасителя узнали женщины. Этот рассказ ─ удивительное свидетельство подлинности евангельского повествования, ведь для тогдашней эпохи это была крайне неудобная деталь. Статус женщины был тогда чрезвычайно низким, она рассматривалась как существо интеллектуально и даже морально низшее по отношению к мужчине, и к ее свидетельству не было принято относиться всерьез. И, тем не менее, евангелисты говорят правду: именно женщины, к которым относились в том мире свысока, и стали первыми свидетельницами Воскресения Спасителя, и их свидетельство было положено в основу евангельского повествования о Воскресении Господа и Спасителя нашего. Сегодня мы живем в культуре, сформированной христианской Благой вестью — вне зависимости от того, сознают это люди или не сознают. И мы привыкли к тому, что женщины играют огромную роль в замыслах Божиих. Но для жителей древнего мира, для той эпохи, когда Господь пребывал в истории, эта весть, это свидетельство о роли женщин было проповедано Евангелием впервые. Даже апостолы, когда жены-мироносицы возвестили им о том, что Христос воскрес, не сразу поверили.
Но, тем не менее, Господь именно женщин избрал, чтобы они первыми услышали и передали другим самую важную весть в человеческой истории. И это неслучайно — и не только потому, что в Священном Писании нет ничего случайного. Во многих евангельских повествованиях мы видим, как Господь с удивительной теплотой относится к женщинам, особенно к тем, кто подвергался обидам и притеснениям. Вспомним историю с кровоточивой женщиной. Она страдала хронической болезнью, которая не только причиняла физические страдания, но и делала человека, по обычаям того времени, ритуально нечистым. То, что она дерзнула прикоснуться к краю одежд Господа, в то время выглядело совершенно неприемлемым, недопустимым поступком. Но Господь не укоряет ее. Он не только подает ей исцеление, но говорит удивительные слова: «Дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 8:22).
Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и Первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Христу и Его ученикам, служивших делу евангельской проповеди своим имуществом, своими талантами, своими трудами и даже своей жизнью, потому что именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников.
Вся дальнейшая история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия — по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего. И если говорить о нашем Отечестве, то в числе первых русских святых мы также встречаем женщину — святую равноапостольную княгиню Ольгу, воспитавшую великого крестителя Руси, а также преподобную Евфросинию Полоцкую, стоявшую у истоков женского монашества в нашей Церкви.
В тяжелые годы богоборчества именно женщины составляли основу приходов Русской Православной Церкви. Стойко и самоотверженно они совершали исповеднический подвиг, свидетельствуя окружающему миру о незыблемости своей веры. Имена многих из этих подвижниц, большинство из которых давно отошли в мир иной, ведает лишь Господь, однако для всех последующих поколений они явили добрый пример жертвенного следования за Христом. Именно они чисто физически спасли Церковь — наши матери и бабушки, которые втайне от своих мужей, братьев, отцов крестили своих детей и внуков, которые передавали им тепло христианского благовестия, воспитывая их в христианском духе и тем самым сохраняя преемство православной веры.
Смутный и страшный XX век подарил нам удивительные образцы женской святости, прежде всего преподобномученицу великую княгиню Елизавету Феодоровну, святых Царственных страстотерпиц. Все они являли пример милосердного служения ближним, пример смирения, кротости и стойкого исповедничества.
За два минувших десятилетия произошли большие перемены. На смену «белым платочкам» 1950-х ─ 1970-х годов, большинство из которых составляли простые работницы и крестьянки, пришло новое поколение женщин — образованных, обладающих активной жизненной позицией. Принципиально иными оказались и задачи, вставшие перед ними. Многие храмы, возвращенные Церкви после десятилетий запустения, было необходимо восстановить, воздвигнуть новые, и этот огромный созидательный труд был бы невозможен без активного участия наших прихожанок.
Одновременно женщины несут на своих плечах и другой, не менее важный труд — созидание общин, выстраивание подлинных христианских отношений между людьми, посещающими храм. Мы видим наших благочестивых женщин и в больницах, где они заботятся о страждущих. Мы видим, как они оказывают помощь жертвам бедности, боли или стихийных бедствий. Мы видим, как в их служении осуществляется заповедь Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Неоценима роль женщины в возрождении духовного образования и воспитания, в развитии социального служения, издательской деятельности, создании сети православных СМИ. В этих сферах максимально востребованы те знания и опыт, которые принесло в Церковь новое поколение, стремящееся не только к сохранению существующих направлений церковной деятельности, но и к созиданию ее новых форм. Не случайно у истоков многих церковно-общественных инициатив, получивших воплощение в жизнь в эти годы, стояли именно женщины.
Сегодня женщины по-прежнему составляют большинство паствы Русской Православной Церкви, и этому есть простое объяснение: именно женщина, с ее отзывчивым сердцем и чуткой душой, в большей мере оказывается способной откликнуться на евангельский призыв.
Огромно влияние женщин в нашей системе образования. Подавляющее большинство и школьных учителей, и вузовских преподавателей ─ это женщины. Сегодня работники образовательной сферы ─ это целое сословие, которое нуждается в особом попечении, так как именно от него, от его нравственного состояния зависит будущее наших детей, а значит ─ будущее всей страны. Деликатная сфера взаимосвязей семьи и школы, принципы, на которых строятся отношения между учениками и учителями, должны иметь ясную и твердую этическую основу, базирующуюся на любви и уважении к достоинству человека, сколько бы ни было этому человеку лет.
Начиная с «Луки, врача возлюбленного» (Кол. 4, 14), как о нем говорит святой апостол Павел, Православная Церковь особенно благословляет медицинское служение. История Церкви знает немало святых врачей. В наше время большинство медицинских работников — женщины. Им часто приходится трудиться в условиях материального недостатка, тяжелых физических и психологических нагрузок. То свидетельство веры, любви и милосердия, которое несут православные врачи, медсестры, социальные работницы, особенно драгоценно.
Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия.
Глубоко убежден, что сегодня православная христианка должна занимать активную общественную позицию, выступая хранительницей христианских нравственных ценностей в семье и в обществе. Помимо призвания жены и матери, женщины-христианки должны осознавать себя полноправными членами гражданского общества, ответственными за судьбу страны. Необходимо их активное участие во всех сферах общественной жизни, позволяющее сделать так, чтобы голос верующих был услышан. И одновременно роль жены, матери, хранительницы очага никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть деформирована, потому что это — реальный физический и духовный фундамент человеческого общежития. Ничто не может предаваться в жертву ценностям семьи и материнства — тем ценностям, от которых действительно зависит реальное существование человеческой цивилизации.
Ошибки часто предлагаются нам парами — чтобы мы, избегая одной, как бы впали в другою. И гиперпатриархальность, о которой я упомянул, часто становится реакцией на атмосферу современного мира, который навязывает женщине совершенно чуждое ей отношение к жизни, когда «равенство» с мужчинами понимается как подражание худшим мужским качествам — агрессии, воле к соперничеству, стремлению к карьере и профессиональным достижениям за счет пренебрежения к семье и детям.
Каждый человек может быть счастлив, только живя сообразно своей природе — и счастье женщины прежде всего в том, чтобы быть супругой и матерью. Я хотел бы подчеркнуть, что в любом нравственно здоровом обществе материнство окружено глубочайшим почтением, и если наше общество не научится глубоко чтить и поддерживать женщину-мать, у него не станет будущего.
Женщина, какой ее замыслил Создатель, далека и от униженного положения в семье и обществе, и от неразумного мужеподобия. Как говорит Священное Писание, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31:26).
Многочисленные письма, которые я получаю, свидетельствуют о том, что у православных женщин-христианок есть ревностное стремление послужить Господу и Его Святой Церкви; послужить народу нашему в этот трудный переломный период его истории. Есть и желание усилить взаимодействие православных женщин друг с другом. Я буду рад услышать от участниц форума идеи, направленные на объединение и координацию усилий в различных областях церковной и церковно-общественной работы.
Церковь, Отечество, не побоюсь сказать — весь мир ожидает активных действий верующих женщин, действий, от которых зависит, найдет ли общество те духовные и нравственные основы, на которых только и возможна мирная и процветающая жизнь, или скатится на путь греха и саморазрушения.
Пусть же для всех вас будут внятны слова Господа: «Дерзай, дщерь!»
http://www.patriarchia.ru/db/text/956636.html
Я согласен с Патриархом на 110 %. Надеюсь женщинам удастся победить в себе гордыню и будет дано не только донести Благую Весть, но и не исковеркать её. Надеюсь....
Journal information