vantus_1 (ivankravtsov) wrote,
vantus_1
ivankravtsov

Крит. Православие.

Не смотря на малое количество времени всё же решил написать некие свои мысли относительно православия на Крите и государственного финансирования Церкви в частности.





На Крите я был во время Поста. А потому каждое утро с матюгами улыбкой просыпался от колокольного звона. Начинаю понимать не слишком религиозную Швейцарию, протестующую против минаретов. Я-то как-то честно не против колокольного звона. Особенно, если хорошие колокола и звонарь не дурик. Тем более в воскресенье если. Но колокольный звон ДВЕ НЕДЕЛИ в 7 утра, а потом «контрольный» в 8 утра – это сильно. Дети хорошо НЕ ВСЕГДА просыпались.

Впрочем, в воскресенье я этому своеобразному будильнику порадовался, так как на службу собирался. И не просто так, а с камерой.



Об организации церковной жизни в Греции я немного знал, как из Интернета, православной литературы, так и, имея на тот момент опыт посещения монастыря св. Иоанна Предтечи как раз в день усекновения, поэтому ни лавки и сидящий народ, ни отсутствие платков на волосах женщин меня не удивили.



Удивило другое, но об этом чуть позже. Тут нужна предыстория.

Как я уже писал ранее, отдыхали мы неподалёку от Ретимно. Население самого города составляет около 32 тысяч человек. По моим скромным прикидкам, учитывая, что едва ли не в каждом квартале есть церковь, то на это количество людей их приходится раз в 10 больше, чем в среднем по России. НО. Некоторые церкви просто не работали. Впрочем, всё-таки статистика как минимум 3 к 1 в пользу Греции. С чем связано, что они не работали, я, честно говоря, не знаю. Но на 2-3 тысячи человек, проживающих в окрестностях храма, где мне довелось побывать, приходится он один (при наличии ещё одной не работающей церкви поменьше).

В связи с этим, и с учётом того, что всё-таки был разгар Петровского Поста, я ожидал увидеть большое количество людей, пришедших причаститься и помолиться.
Я ошибся.



В Церкви было человек 20. Из них только одна тётенька рядом со мной простояла всю службу. Все остальные вставали в определённые моменты. При этом если остальные в эти моменты вставали, то тётенька падала на колени. Вот так они менялись. Они вставали, она «садилась». Видимо, что бы не смущать народ, делала она это в самом последнем ряду.



Надо сказать, что молодые люди, которые пришли на службу с опозданием в шортах(!) народ смутить не побоялись и прошли в первые ряды. Из чего я сделал вывод, что это в Греции тоже нормально и не осудил никого. Ну, действительно. Жарко, а одежда не главное. Мало ли, что это просто мелочь, которую можно с лёгкостью потерпеть. Ради чего?



Сама литургия от нашей отличается не сильно. Разве что чашу проносят по всему храму, у нас я такого что-то не припомню. Остальные действия почти один в один.
К концу литургии, к причастию стали подтягиваться люди с детьми. Тут от нас отличия никакого. Многодетных семей, кроме одной, я не увидел. Детей было около 20. А теперь внимание.

Причащались ТОЛЬКО дети.
В Пост! В воскресенье!

В маленькой деревне Липитино в Ступинском районе с населением в тысячу, две человек, включая все окрестности в обычное воскресенье народу с утра человек по 50 и причастников, кроме детей – человек 20. КРОМЕ детей.





Надо сказать, я был сильно поражён. Особенно, с учётом того, что чуть ли не уши мне прожужжали про набожность греков все гиды.

С чем это связано по моему мнению?
Я думаю, что это связано если и не с потерей, то с временным забвением греками своей национальной культуры, своих корней и традиций.
От всего этого остались ошметки для показа туристам, «греческий» кофе и огромное количество закрытых на ключ церквей.
Зато почти любой грек, как правило, успел объехать всю Европу.
Для многих провозглашение себя православным, как мне кажется, уже является только лишь некоей «пикировкой» по отношению к мусульманам. Их ведь действительно мало в Греции. Но они ОЧЕНЬ заметны.
Народ в целом не очень набожен. Крестящихся в автобусе, проезжающем мимо церкви вы, скорее всего не увидите. За редким исключением. И мало знает даже о том, по какому расписанию и принципам работают церкви. Просто человек на улице вам, скорее всего на этот вопрос не ответит. Даже владельцы кафешек рядом с церквями часто не в курсе таких вопросов.

В Греции православие, как известно, носит статус государственной религии. Это значит, что деятельность Церкви регулируется Конституцией, а священники получают заработную плату.

Впрочем, это вовсе не значит, что Церковь, подобно синодальному периоду в России, находится под надзором и давлением государства. Напротив. Согласно греческой Конституции и законов греческая церковь очень самостоятельна. Кроме того, там содержатся положения, которые, на мой взгляд, являются уникальными. Потому что ни в одной стране мира я не видел, что бы государство самостоятельно признало за одним из своих «государственных органов» не только самостоятельность, но и фактически подчинённость не государственному институту, находящемуся в другой, причём почти враждебной, стране. Так в Греческой Конституции прямо говориться о подчинённости греческой православной церкви – Константинопольской православной церкви, глава которой находится на территории Турции и связан многими турецкими законами.

Какие преимущества извлекает из этого греческая церковь? Во-первых, отсутствие вынужденной внешней торговли внутри храма. Свечи там просто лежат, и их может взять любой, бросив, или не бросив монетку в ящичек. При этом сам факт отсутствия отверстия для купюр привязывает к небольшому размеру пожертвования.

Впрочем, маленькое отделение, подобное нашим «свечным магазинчикам» там есть. Но торгуют ли там чем – я не увидел.

Это без сомнения плюс. Причём сразу очень жирный.

Второй плюс – учёт мнения Церкви государством по многим вопросам.

Третий плюс – стабильный доход священников.

Вот тут начинаются споры. Многие начинают говорить о зависимости церкви от государства из-за того, что священники получают заработную плату из бюджета. Но Церкви ведь государство не препятствует получать доход из других источников. Так в чём зависимость?
Кроме того, говорят о том, что это сейчас Церковь не зависима. А примут закон - будет зависима. Простите, но чем отличается в этом смысле любое светское государство, которое запросто может принять закон об ограничении любой церковной организации, мне не ясно. Риск того, что к власти придёт безбожная власть, или власть попадёт в руки радикальных не христианских политических сил, есть всегда. В любой стране мира.

Как-то так.


Tags: православие, путешествия
Subscribe

promo ivankravtsov march 16, 11:54 6
Buy for 10 tokens
Традиционный опросник. По тегу прошлые. Кстати 2020 год пропущен, как вижу, простите. Выпавший из жизни год....
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments